Пальчиковые игры (Базовый блок)
для детей 4-5 лет, поступивших в среднюю логопедическую группу
А Вы знаете, что выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение с языка и губ?
Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем ребяткам, у которых трудности с речью.
В институте физиологии детей и подростков РАМН были проведены специальные исследования. Ученые установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
К 4 годам ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, при этом оставлять другую свободной. По-научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением.
Но если у малыша проблема с речью (по-научному, задержка психомоторного развития), то общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить и переключать внимание.
Вы замечали, как у 4-6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить какое-нибудь слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером?
Развивать моторику пальцев, а значит улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.
Проявите терпение и настойчивость!
Для начала научите Вашего ребенка играть с пальчиками.
Малыш 3-4 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова.
Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнения вместе.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
· Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
· Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
· Пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
· Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
· Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
· Используйте максимально выразительную мимику.
· Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
· Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
· Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
· Самое главное-четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности и легкости движений.
В статье использованы материалы логопедов Киктенко Л.Г. , Марченковой Н.П.
В этом возрасте вы также продолжаете выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно, но увеличиваете время до 10 минут. Занятия начинаете с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендую выполнять следующие упражнения...
"ГНОМИКИ-ПРАЧКИ"
Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки. (правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять, (правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)
Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга)
Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки, Чикки - носочки,
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)
Микки умница был, Всем водичку носил.
"ПОМОЩНИКИ"
Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки)
Мы посуду перемыли. (трут одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
Мы посуду перемыли, (опять трут одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца)
Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали.
(сжимают и разжимают кулачки)
"ВАРИМ КОМПОТ"
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
(опять" варят" и "мешают")
После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.
"ЗДРАВСТВУЙ"
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)