ЛОГОКАМСК

логопедический сайт
16.05.2024
Меню сайта

Категории раздела
Конкурсы школы [0]
Родительские собрания [0]


Пальчиковые игры (Базовый блок)

для детей 4-5 лет, поступивших в среднюю логопедическую группу

А Вы знаете, что выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение с языка и губ?

Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем ребяткам, у которых трудности с речью.

В институте физиологии детей и подростков РАМН были проведены специальные исследования. Ученые установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

К 4 годам ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, при этом оставлять другую свободной. По-научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением.

Но если у малыша проблема с речью (по-научному, задержка психомоторного развития), то общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить и переключать внимание.

Вы замечали, как у 4-6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить какое-нибудь слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером?

Развивать моторику пальцев, а значит улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.

Проявите терпение и настойчивость!

Для начала научите Вашего ребенка играть с пальчиками.
Малыш 3-4 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова.
Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнения вместе.

Этапы разучивания игр:

1.      Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.    Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3.     Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.    Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.     Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

·     Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

·     Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

·     Пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

·     Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

·     Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

·     Используйте максимально выразительную мимику.

·     Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

·     Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

·     Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

·         Самое главное-четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности и легкости движений.

В статье использованы материалы логопедов  Киктенко Л.Г. , Марченковой Н.П.

В этом возрасте вы также продолжаете выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно, но увеличиваете время до 10 минут. Занятия начинаете с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендую выполнять следующие упражнения...

"ГНОМИКИ-ПРАЧКИ"

Жили-были в домике         (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки.    (правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,    (правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать   (трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки,   Пики - платочки,  Лики - штанишки,  Чикки - носочки,

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Микки умница был,  Всем водичку носил.


"ПОМОЩНИКИ"

Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли. (трут одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку  И большую поварёшку.  (загибают пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,  (опять трут одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили,  (загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,  Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали.


(сжимают и разжимают кулачки)


"ВАРИМ КОМПОТ"

Будем мы варить компот,  Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить.  Отожмём лимонный сок,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

(опять" варят" и "мешают")

После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.

"ЗДРАВСТВУЙ"

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!


(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 * ZP