Речь с движениями.
Цель. Накопление словаря, развитие координации и темпа движений, ориентация в пространстве
1. Это правая рука, это правая нога, Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.
Это левая рука, это левая нога, Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.
Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами – топ, топ, топ.
Кулаками постучим, Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).
2. У детей на столах колючие мячи. Дети катают мяч между ладонями, проговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Нас уколет можжевельник.
3. Слон сильнее двух коров (руки согнуты в локтях)
Толще бегемот трех львов (Руки в стороны)
Лошадь быстрее пяти лягушат (бег на месте)
Выше жираф четырех медвежат ( руки вверх)
4. Слоговой анализ слов: отпрыгать или отхлопать количество слогов в словах по картинкам, в названии которых есть заданный звук.
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки!
Мы с картинками играем,
По слогам их называем.
Покажи свои ладошки,
Мы похлопаем немножко.
5. Звук У.
Мы со звуком У играем:
«У – у – у, мы повторяем, -
Ухо, усик (показываем части тела), умница (гладим голову),
Утка(пальцы сложить в «клюв»), утро(руки наверху), улица(руки в сторону).
6. Со словами мы играем,
И слова мы удлиняем:
Стре – ко – за, за – за – за (6 хлопков)
Му - ра – вей, вей – вей – вей ( 6 прыжков)
Свер – чок, чок – чок (4 хлопка)
Ба – боч – ка, ка –ка – ка . И т.д.
Игра «Кривое зеркало»
Ее лучше всего проводить с мячом. Взрослый говорит слово и бросает мяч ребенку, тот подбирает антоним, произносит ее и возвращает мяч взрослому.
• Медлительный — Шустрый; тихий— Шумный; плохой — хороШий; узкий — Широкий; прочный — Шаткий; гладкий —ШерШавый.
• Легкий — тяЖелый; сухой — влаЖный; холодный — Жаркий; трусливый — отваЖный; простой — слоЖный; грубый — неЖный.
Здесь же можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противопоставительным союзом «а». Ребенку предлагается составить предложения, используя пары слов- антонимов. Например:
• Гусь медлительный, а воробей (шустрый).
• Пух легкий, а камень (тяжелый).
• Деревня тихая, а город (шумный).
• Заяц трусливый, а лев (отважный).
Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причем варианты подбора и построения предложений бывают порой неожиданными и очень интересными.
Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим.