Игры по формированию лексико-грамматических представлений и совершенствованию навыков звукового анализа. Часть 3.
Существительные
Храбрость (отвага) — трусость.
Красавец — урод.
Доброта — злоба.
Щедрость — жадность.
Здоровье — болезнь.
Веселье — грусть.
Смех (радость) — печаль.
Ум — глупость.
Свет — тьма.
Тишина — шум.
Холод — жара.
Молодость — старость.
Чистота — грязь.
Сила — слабость.
Грубость — нежность.
Прилагательные
Храбрый (отважный) — трусливый.
Красивый — уродливый.
Добрый злой.
Щедрый — жадный.
Здоровый — больной.
Веселый — грустный.
Смешной (радостный) — печальный.
Умный — глупый.
Светлый — темный.
Тихий — шумный.
Холодный — жаркий.
Твердый — мягкий.
Молодой — старый.
Чистый — грязный.
Сильный слабый.
Грубый — нежный
Глаголы
Открыть — закрыть.
Отворить — затворить.
Отклеить — приклеить.
Оторвать — пришить.
Открутить — закруглять.
Отойти — подойти.
Любить — ненавидеть.
Дать — взять.
Говорить — молчать.
Работать — бездельничать.
Болеть — выздоравливать.
Гасить — зажигать.
Запрещать — разрешать.
Мешать — помогать.
Уронить — поднять.
«Выбери правильно»
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит ряд слогов или слов. Ребенок должен из этого ряда выбрать слог или слово с заданным звуком (и, назвав его, вернуть мяч.
Можно подбирать и «провокационные» ряды слогов или слов, где контрольного звука нет, тогда, возвращая мяч взрослому, ребенок говорит: «Звука... здесь нет!» а) «Выбери слог со звуком а».
Ряды слогов: да – до - ди, шу – ша - шо, пу – пы - пи и т.д.
б) «Какое слово начинается со звука а?»
Ряды слов: утка — аист — индюк; осы — Ира — армия; уши — осень — ирис и т. д.
в) «В каком слове звук а прячется в середине?»
Ряды слов: сом — лук — мак; сыр — класс — рис; нос — рысь — мир и т. д.
г) «Какое слово заканчивается звуком а?»
Ряды слов: весна — беги — весело; ведро — столы — голова; пальто — коньки — часы и т. д.
Условия подбора слов этой игры те же, что и для предыдущих игр с мячом: отрабатываемые гласные звуки должны стоять в сильной позиции и слышаться ясно.
Взрослому при проведении всех этих игр необходимо на первых порах четко выделять голосом отрабатываемые гласные звуки; то же самое должен делать при ответах и ребенок. Со временем, по мере развития фонематического слуха у детей, необходимость в этом отпадет.